В истории философии мы часто встречаем метафорического ослика. Пушистая шёрстка и хвост с кисточкой никого не интересуют, зато постоянно пытаются влезть ему в душу. Почему он делает то или другое?
Один философ, зовут его кажется Буридан или Буриданий, предположил осла настолько глупым и безответственным животным, что он скорее умрёт, чем выберет из двух одинаковых стогов сена, стоящих на одинаковом расстоянии от него. По счастью, в жизни никто ни разу не видел подобного. Если хочешь есть - сделаешь выбор, даже если он невозможен.
Зато этим принципом пользовались фашисты на территории России во время войны. Забавы ради они предлагали женщинам выбор: убить одного из детей на её выбор, либо убить обоих по своему желанию. Однако, ослик не дурак, у него свободны ножки, только внутреннее желание поесть управляет его волей. Потому он всё равно выбирает в реальной жизни. В воображаемой мать не может отвечать за свой выбор, так как он навязан извне, её воля скована страхом потерять детей.
Воображаемый ослик - способ убедить человека, что он глупее чем есть на самом деле, сделать его слабым, лишить способности принимать решения. Реальный ослик хочет жить и радоваться вкусному сену, ему чужды человеческие страсти (зависть, тревога, сомнения), он просто ест! А где уж и как расположены стога не важно. Тем более с точки зрения реальной жизни достаточно перемнуться с ноги на ногу и окажешься на полшага ближе к одному из них.
Реальный ослик умнее воображаемого, хотя начисто лишён логики и подчиняется только инстинктам.
На второй образ я натолкнулась относительно недавно. Как учёный я должна была бы найти, "откуда он пришёл" и "кто автор", но мне уже всё равно. Будем следовать принципу Пирса: "Истинно то, что приносит пользу", - (перефразировала) и немного добавлю от себя: "Истинно то, что приносит пользу вне зависимости откуда оно пошло".
Итак, следующий ослик с присущим ему упрямством не хочет никуда двигаться по собственной воле. "Не хочет? Заставим!" - говорит погонщик и берет в руки острую палку. Бедному ушастику больно, он переживает, но идёт, куда его гонят. Его жизнь - бессмысленное убегание от неприятностей. Реальный ослик так и делает, пока упрямство не возобладает и тогда уже ничто не заставит его двигаться дальше. Сколько раз мы сталкиваемся с ситуациями, когда люди не выдерживают давления на себя и восстают. Это основа любой революции.
Подобно осликам люди, устав от угроз, начинают протестовать. Более того, они могут убить своих гонителей и сами стать таковыми. Увы, люди глупее ослов. Их инстинкты подобны инстинктам хищников. С травоядными нас роднит только любовь к... морковке. Всё! Ослики же просто устают, жестокость не в их характере. Упрямство даёт им право отдыхать, когда больше работать уже нет сил. Люди могут долго терпеть, а потом отомстить, либо мстить параллельно (не случайно в магазинах со штрафами пышно цветёт воровство).
Острая палка - лишь один и уже устаревший способ управлять осликом - существом упрямым и своенравным. Умный погонщик знает ещё один любопытный способ - морковка, подвешенная на верёвочке прямо перед мордой. Куда палку повернёшь - туда и поедешь. Тут всё согласно природе - ослик хочет есть - ослик пойдёт за едой хоть на край света. Главное не забывать его периодически по-настоящему кормить, иначе у него сил брести не будет.
В этом плане счастливые люди люди умнее ослика - они просто так за морковкой не пойдут, это ведь надо идти! Они найдут 1000 и 1 способ как избежать работы и получить еду. Умные люди на этом получат вагон отборного сена, проса и всего чего пожелают, если им сопутствует удача. Им придётся что-то делать, безусловно, но это будет работа головой, а не ногами. Скорее всего процесс доставит не меньшее (а то и большее) удовольствие, нежели готовый результат.
Глупые люди пойдут за одной-единственной глупой фантазией, поманившей будущим счастьем. Их кругозор как кругозор ослика ограничен только морковкой, они настолько ею сыты глазами, что можно в реальной жизни не есть. И если животный инстинкт и голод заставят осла остановиться, человек может умереть посреди компьютерной игры, увлечённый победой над своими воображаемыми врагами.
Как видите, ослик - простое и неказистое животное, очень много нам рассказывает о нас. Благодаря своим инстинктам он лучше распознает, что ему в действительности нужно, умеет сделать выбор, безусловно сохраняющий его жизнь (что бы там Буридан или Буриданий ни думал). Люди же склонны впадать в крайности: хватая морковок больше, чем могут съесть или не есть вообще ради небесной морковки в будущем. У нас больше способности выбирать, больше вариантов, но меньше воли, ибо инстинкты не диктуют ничего, кроме минимума, всё остальное мы тоже обязаны выбирать сами, чтобы стать свободными!
Свобода - это внутреннее состояние, а не внешние условия. Ослик об этом знает наверняка. Хочет есть - съест, хочет отдохнуть - отдохнёт. Чего хочу я - это и есть мой подлинный выбор, а не тот, что навязан извне.
Один философ, зовут его кажется Буридан или Буриданий, предположил осла настолько глупым и безответственным животным, что он скорее умрёт, чем выберет из двух одинаковых стогов сена, стоящих на одинаковом расстоянии от него. По счастью, в жизни никто ни разу не видел подобного. Если хочешь есть - сделаешь выбор, даже если он невозможен.
Зато этим принципом пользовались фашисты на территории России во время войны. Забавы ради они предлагали женщинам выбор: убить одного из детей на её выбор, либо убить обоих по своему желанию. Однако, ослик не дурак, у него свободны ножки, только внутреннее желание поесть управляет его волей. Потому он всё равно выбирает в реальной жизни. В воображаемой мать не может отвечать за свой выбор, так как он навязан извне, её воля скована страхом потерять детей.
Воображаемый ослик - способ убедить человека, что он глупее чем есть на самом деле, сделать его слабым, лишить способности принимать решения. Реальный ослик хочет жить и радоваться вкусному сену, ему чужды человеческие страсти (зависть, тревога, сомнения), он просто ест! А где уж и как расположены стога не важно. Тем более с точки зрения реальной жизни достаточно перемнуться с ноги на ногу и окажешься на полшага ближе к одному из них.
Реальный ослик умнее воображаемого, хотя начисто лишён логики и подчиняется только инстинктам.
На второй образ я натолкнулась относительно недавно. Как учёный я должна была бы найти, "откуда он пришёл" и "кто автор", но мне уже всё равно. Будем следовать принципу Пирса: "Истинно то, что приносит пользу", - (перефразировала) и немного добавлю от себя: "Истинно то, что приносит пользу вне зависимости откуда оно пошло".
Итак, следующий ослик с присущим ему упрямством не хочет никуда двигаться по собственной воле. "Не хочет? Заставим!" - говорит погонщик и берет в руки острую палку. Бедному ушастику больно, он переживает, но идёт, куда его гонят. Его жизнь - бессмысленное убегание от неприятностей. Реальный ослик так и делает, пока упрямство не возобладает и тогда уже ничто не заставит его двигаться дальше. Сколько раз мы сталкиваемся с ситуациями, когда люди не выдерживают давления на себя и восстают. Это основа любой революции.
Подобно осликам люди, устав от угроз, начинают протестовать. Более того, они могут убить своих гонителей и сами стать таковыми. Увы, люди глупее ослов. Их инстинкты подобны инстинктам хищников. С травоядными нас роднит только любовь к... морковке. Всё! Ослики же просто устают, жестокость не в их характере. Упрямство даёт им право отдыхать, когда больше работать уже нет сил. Люди могут долго терпеть, а потом отомстить, либо мстить параллельно (не случайно в магазинах со штрафами пышно цветёт воровство).
Острая палка - лишь один и уже устаревший способ управлять осликом - существом упрямым и своенравным. Умный погонщик знает ещё один любопытный способ - морковка, подвешенная на верёвочке прямо перед мордой. Куда палку повернёшь - туда и поедешь. Тут всё согласно природе - ослик хочет есть - ослик пойдёт за едой хоть на край света. Главное не забывать его периодически по-настоящему кормить, иначе у него сил брести не будет.
В этом плане счастливые люди люди умнее ослика - они просто так за морковкой не пойдут, это ведь надо идти! Они найдут 1000 и 1 способ как избежать работы и получить еду. Умные люди на этом получат вагон отборного сена, проса и всего чего пожелают, если им сопутствует удача. Им придётся что-то делать, безусловно, но это будет работа головой, а не ногами. Скорее всего процесс доставит не меньшее (а то и большее) удовольствие, нежели готовый результат.
Глупые люди пойдут за одной-единственной глупой фантазией, поманившей будущим счастьем. Их кругозор как кругозор ослика ограничен только морковкой, они настолько ею сыты глазами, что можно в реальной жизни не есть. И если животный инстинкт и голод заставят осла остановиться, человек может умереть посреди компьютерной игры, увлечённый победой над своими воображаемыми врагами.
Как видите, ослик - простое и неказистое животное, очень много нам рассказывает о нас. Благодаря своим инстинктам он лучше распознает, что ему в действительности нужно, умеет сделать выбор, безусловно сохраняющий его жизнь (что бы там Буридан или Буриданий ни думал). Люди же склонны впадать в крайности: хватая морковок больше, чем могут съесть или не есть вообще ради небесной морковки в будущем. У нас больше способности выбирать, больше вариантов, но меньше воли, ибо инстинкты не диктуют ничего, кроме минимума, всё остальное мы тоже обязаны выбирать сами, чтобы стать свободными!
Свобода - это внутреннее состояние, а не внешние условия. Ослик об этом знает наверняка. Хочет есть - съест, хочет отдохнуть - отдохнёт. Чего хочу я - это и есть мой подлинный выбор, а не тот, что навязан извне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий